В воспитании детей важны все жизненные моменты, а в дошкольном воспитании наиболее ответственным этапом является подготовка к школе. Одиннадцать лет обучения в школе – это очень долгий по времени путь в жизни ребенка. Ребятишек необходимо правильно подготовить к самостоятельному получению знаний, чтобы школа не стала с первых дней тяжелой повинностью.
У многих родителей возникает спектр вопросов и даже страхов – готов ли их ребенок к школе, достаточно ли навыков и знаний он приобрел в дошкольном учреждении, чтобы выглядеть на фоне других ребятишек не хуже. Процесс подготовки к школе начинается намного раньше, чем с 4 лет как принято считать.
До сих пор нет единообразия во взглядах на воспитание. Разные системы воспитания предъявляют к ребенку и различные правила.
Знаменитый педагог Макаренко считал, что участвовать в воспитании ребенка должно все общество. Семья несет на себе определенный круг задач по воспитанию, детские учреждения выполняют свои функции. И совместно формируют в ребенке поведение полезное обществу через общение, игру, труд. Сухомлинский советовал вести воспитание и обучение через внутренний мир ребенка. Вальдорфская педагогика предлагает естественное развитие, без принуждения к обучению до 7 летнего возраста и считает, что интеллектуальное развитие будет более эффективным после этого возраста. Система Монтессори предлагает формировать вокруг каждого ребенка индивидуальную обстановку для развития его творческих способностей. Надо сказать, во всех системах воспитания есть хорошее начало и уметь совмещать их, дополнять друг друга было бы верхом совершенства.
Подготовка к школе это следствие из второго направления дошкольного воспитания, которое включает в себя развитие личностных качеств ребенка. Планка требований к детям, идущим в первый класс, в современной жизни постоянно повышается. Процесс дошкольного воспитания детей происходит в различной обстановке – домашнее воспитание, муниципальные детские сады и частные детские учреждения. Если родители сами занимаются с детьми дома, им следует пройти какие-то обучающие программы, подобрать соответствующую литературу. Другим вариантом решения подготовки к школе может быть приглашение на дом квалифицированных воспитателей и педагогов. «Домашние» дети по поведению отличаются от своих сверстников из детских садов. Они более замкнутые, менее подвижные, порою некоммуникабельные. Более планомерная и профессиональная подготовка к школе идет в детских учреждениях. Недостатком государственных, муниципальных детских садов является их переполненность. Большое количество детей в группах не дает возможности воспитателям уделять достаточное время для индивидуальной работы с каждым маленьким человечком. А так как, такое положение длится достаточно продолжительное время, то в итоге незамеченное поначалу отставание, может превратиться в большую проблему для родителей и самого ребенка.
Частный детский сад решает те же задачи по подготовке к школе в комфортных условиях. Здесь обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку. Положительным примером частного детского сада служит «Антошка» - Центр интеллектуально-эстетического развития детей, который существует с 1995 года в Москве, а также Центр развития ребенка «Лукоморье» в Балашихе. Здесь предлагают не только образовательные программы, но и оздоровительные мероприятия. Физическое здоровье ребенка немаловажная составляющая в подготовке его к школе. Конечно, частный детский сад требует от родителей дополнительных материальных затрат но, конечный результат этого стоит.