В современной России история появления частных школ восходит к началу 1990-х годов. В Москве и Московской области открыты более 270 таких школ с разным уровнем материальной базы, местоположением и величиной платы за обучение. Неординарность в подходах к процессу обучения в частных школах делают их особо привлекательными для родителей. Спрос на частные учебные заведения есть и его нужно удовлетворять. Открытие частной школы сопровождается рядом немалых трудностей и представляет собой долгий путь по кабинетам чиновников. Но конечный результат может принести организаторам школы моральное и материальное удовлетворение. В первую очередь нужно запастись терпением, определить круг единомышленников, привлечь к этому очень надежного инвестора и во многих организационных делах опираться на высокопрофессионального юриста.
Открытие нового дела лучше всего начать с изучения уже имеющегося опыта в этой области. Есть частные школы, существующие уже немало лет. Поэтому изучив путь их становления, можно избежать многих ошибок, как в организации самой школы, так и в построении учебного процесса.
Вся работа по открытию школы начинается с получения разрешения на осуществление преподавательской деятельности. Большой проблемой является подбор подходящего довольно большого помещения, один из вариантов - взять его в аренду. Постараться арендовать помещение как можно на более длительный срок и составить грамотно договор аренды. Такие меры могут исключить в будущем заботы поиска нового помещения, чего не избежали уже существующие школы. Это серьезный вопрос и может привести к закрытию школы. Лучше всего иметь свое собственное помещение.
Первые частные школы создавали на свой страх и риск, инициативные педагоги-новаторы, раздвигающие рамки государственных общеобразовательных программ. Чем больше будет в коллективе таких талантливых и, по настоящему увлеченных учителей, тем меньше риск оттока учащихся из школы. А это значит финансовая свобода и престиж заведения.
Важной составляющей при планировании образовательных услуг открывающейся частной школы является учет запросов на изучение тех или иных предметов. Учебные программы предусматривают и факультативные занятия, способствующие всестороннему развитию детей. Родители, отдавая ребенка в школу, видят его в будущем студентом высшего учебного заведения на самом модном пользующимся спросом факультете. Его успешность, умение строить отношения с взрослыми и сверстниками, деловая хватка, качества лидера - черты которые поддерживают в своих детях современные родители и хотят, чтобы школа научила их этому. Изучение нескольких иностранных языков в частных школах обязательно. Если таких программ не будет запланировано, школа рискует быть не конкурентоспособной.
Так как частные школы – учреждения платные, очень важно выбрать удачно ее месторасположение. Это может быть центр города, густонаселенный элитный район или большой быстростроящийся загородный коттеджный поселок. Открытие частной школы необходимо согласовать с санитарно-эпидемиологической службой, органами пожарной безопасности.
По определению закона РФ «Об образовании» частные школы – это некоммерческие организации. Устав школы определяет, как распорядиться заработанными деньгами. Прибыль может использоваться только как часть зарплаты владельцам. Накопление средств на счетах школы не допускается во избежание проблем с налоговыми органами. Уметь хорошо ориентироваться в бухгалтерской отчетности, знать налоговое законодательство в области частных школ призваны опытные бухгалтерские работники. Иметь высококлассного главного бухгалтера – это большая удача для частной школы.
Чтобы избежать многих рисков, необходимо рассчитать расходы и запланировать доходы от коммерческой деятельности, то есть разработать бизнес-план и четко придерживаться его позиций.