В семье появился маленький ребенок. Событие радостное и ответственное. Родители трепетно наблюдают за его здоровьем и развитием. Вот он начинает произносить первые звуки – «агукает, гулит», чем приводит в восторг своих мам и пап. К концу первого года жизни произносятся и первые слова. Звучат они не совсем понятно и смешно, порою, и родители способствуют этому, переходя на детский язык «сюсюканья». Хорошо, если это все пройдет с возрастом без последствий. И возникает вопрос, – в каком же возрасте первый раз нужна встреча с логопедом?
Существуют разные мнения. Большинство медиков-логопедов советуют делать это в двухлетнем возрасте, когда ребенок уже осмысленно что-то говорит. Другие специалисты предлагают это свидание с мамочками, еще только ждущими малышей. Молодые мамы сами должны узнать, как надо развивать речь у ребенка с самого раннего возраста, на что нужно обратить особое внимание. За последние 20 лет серьезными нарушениями в речевом развитии страдают дети в 6 раз чаще, чем в 70 годах прошлого века.
Исходя из этого, специалист логопед должен быть в каждом детском саду. Его работа направлена на исправление дефектов речи детей путем коррекционных мероприятий. Не менее важна и профилактическая работа в дошкольном учреждении по предупреждению нарушения речи у воспитанников. Отклонения от нормы в речи могут появляться в любом возрасте. Это может зависеть от неправильного прикуса у ребенка, его внутреннего состояния, просто желания - разговаривать или нет. Поэтому такая специфическая аудитория требует опытного с большой практикой специалиста.
В его обязанности входит ежедневное наблюдение за детьми, их играми, присутствует на занятиях у воспитателей. Он изучает манеры поведения, общение друг с другом, проводит общие и индивидуальные беседы. Анализируя все эти данные, логопед подводит итог, правильно ли идет развитие речи малыша. Если в детском саду уже есть дети, у которых выявлены речевые патологии логопедом поликлиники, специалист детского сада проводит с ними отдельные занятия. И такие группы он формирует на основании характеристики-направления логопеда поликлиники и заключения врачей: отоларинголога, психоневролога, стоматолога. Логопед начинает заниматься с такими детьми с пятилетнего возраста 5 дней в неделю. Ведет необходимую документацию: логопедический дневник, составляет график индивидуальных занятий, где отмечаются сведения о результатах работы. Дает консультации родителям, проводит семинары для воспитателей и других специалистов детского сада.
Речь, по заключению ученых, отображает мыслительную деятельность детей. В свое время Монтессори обнаружила взаимодействие между развитием мелких движений руки и детской речью. А позже ученые-биологи указали на то, что центры головного мозга, которые отвечают за движение пальцев рук и речи размещаются очень близко. В планах работы логопеда в детском саду обязательно должны быть общие для всех детей занятия развивающие грамматику и лексику речи, мелкую и артикулярную моторику, занятия по координации движений, упражнения развивающие память и внимание. Для верного воспроизведения звуков проводятся уроки по развитию артикулярного аппарата. Все перечисленные виды занятий составляют профилактические мероприятия появления речевых нарушений.
Для достижения хороших результатов работы логопед должен найти подход к каждому ребенку и найти взаимопонимание с родителями. Только совместными усилиями можно правильно поставить звуки, развить фразовую речь, расширить словарный запас. Логопед проводит открытые занятия с приглашением на них родителей и других работников детского сада. Такие занятия показывают и успехи, и возможные недостатки в работе.
Первым показателем работы логопеда в детском саду является чистая с ясными звуками речь детей выпускаемых в школу.