Современные условия жизни требуют глубоких изменений в системе дошкольного образования. Актуальным на сегодняшний день является вопрос дошкольного образования так называемых «неорганизованных» детей. Это дети, по тем или иным причинам, не посещающие детский сад. Если в таких семьях не созданы необходимые условия, как правило, ребятишки отстают в своем развитии от воспитанников детских садов.
Нововведением в организационную форму дошкольного образования является создание групп кратковременного пребывания детей в детском саду. Такая форма пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении выгодна и для семьи и для самого детского сада. Здесь обеспечиваются родительские запросы по поводу развития и образования ребенка, дети приобретают навыки, знания и равные возможности для поступления в школу. Для дошкольного образовательного учреждения это шанс повысить свою конкурентоспособность, расширить круг образовательных услуг.
Небольшой опыт в этом направлении выявил повышенный спрос на организацию групп для детей раннего возраста от 1 года до 3 лет. Такие группы называют адаптационными. И внутри этой возрастной аудитории может быть разделение по возрастам, например: 1-2 года, 2-3 года. Группа «Развитие» включает детей от 3 до 7 лет. С целью подготовки детей к школе создается группа «Будущий первоклассник» - возраст 5-6 лет. Реальная жизнь подсказывает и создание специфических групп кратковременного пребывания детей в детском саду. Это такие группы - как: «Группа для детей, у которых русский язык не является родным» - возраст 3-7 лет, «Группа для детей с отклонениями в развитии» - возраст от 2 до 7 лет, «Особый ребенок» - для детей - инвалидов от 2 до 7 лет. Для ребятишек от 2 до 7 лет есть группы «Играя, обучаюсь». Для организации присмотра и ухода за детьми родители пользуются «Группами вечернего пребывания, выходного и праздничного дня». Дети из неблагополучных семей могут посещать группы круглосуточного пребывания. Для помощи детям, воспитывающимся в кругу семьи, отдельные детские сады предлагают посещение работающих в детском саду кружков и секций, участие в досуговых мероприятиях. Родители с удовольствием пользуются услугами по организации дней рождения, семейных детских праздников с коллективом детей в детском саду и дома. Летом можно создавать прогулочные группы, летние лагеря для неорганизованных детей.
Группы кратковременного пребывания могут создаваться только при взаимодействии следующих условий – создание обстановки, обеспечивающей развитие способностей каждого ребенка, реализации творческого потенциала педагогов и организации обучающего процесса на основании рационального использования имеющихся помещений дошкольного учреждения, вовлечение в эту работу всех воспитателей, специалистов и родителей.
Популярными новыми формами дошкольного образования в настоящее время считаются – Центры игровой поддержки ребенка, консультативные пункты, лекотеки, службы ранней помощи для детей. Каждое дошкольное образовательное учреждение, проанализировав свои возможности – наличие помещений, материально-техническую базу, укомплектование необходимыми кадрами, финансовое состояние – может организовать одну или несколько групп кратковременного пребывания неорганизованных детей.
Самые маленькие участники адаптационной группы начинают общение с другими детьми в виде простых игр, знакомства с игрушками, предметами. По мере взросления занятия становятся разнообразнее – лепка, рисование, конструирование. Вводятся элементы для развития речи – развивающая пальчики мелкая моторика.
В группе «Будущий первоклассник» идет активная подготовка к школе направленная на формирование мотивов учения. Здесь является основной задачей дать правильное представление о школе и учении, развить положительное эмоциональное отношение к школе и сформировать опыт учебной деятельности. Формы и методы работы самые различные – беседы о школе, стихи и рассказы школьной тематики, рисование школы, просмотр картинок о школьной жизни и что очень важно, деловая игра в школу.
Новые формы обязательно должны включать в процесс обучения дошколят их родителей. Работа по развитию детей должна сочетаться с организацией работы с родителями. Опытные педагоги советуют проводить родительские собрания, индивидуальные консультации, специальные выпуски газет для родителей, не забывать о наглядно-информационных материалах, организовывать занятия семейных клубов, «маминых школ» для молодых родителей, приглашать на различные досуговые мероприятия, проводить открытые занятия.
Организация работы с неорганизованными детьми социальная необходимость в условиях отсутствия мест в детских садах. Здесь оказывают реальную помощь семьям в воспитании детей, помогают своевременно обнаружить проблемы, развить индивидуальные способности ребенка и качественно подготовить к школьной жизни.