Нередко в повседневной жизни мы наблюдаем занятные на первый взгляд происшествия: на улице или в магазине 4-6 летний ребенок громко требует что-то купить и, получая отказ, впадает в бурную истерику со слезами и криком. Порою это сопровождается и более агрессивными действиями – бьет руками свою маму или бабушку. В общении друг с другом дети даже дошкольного возраста стали намного нетерпимее и их игры часто заканчиваются синяками, шишками и укусами. Неконтролируемый со стороны взрослых просмотр детьми младшего возраста сомнительного содержания мультфильмов, фильмов ужасов, агрессивные компьютерные игры с применением пусть виртуального, но оружия не способствует рождению положительных эмоций у детей. Их впечатлительная нервная система может воспринять этот негатив как сигнал к действию.
Нравственное развитие ребенка нельзя представить без воспитания культуры общения и поведения. Воспитание культуры поведения и общения начинается в детском саду через их маленький беспокойный коллектив. Здесь они приобретают первые навыки совместно играть, приобщаться к труду, помогать друг другу. Узнают, что значит быть дисциплинированным и ответственным. Задачей воспитания является привить ребенку устойчивые формы повседневного поведения в быту в свете норм и правил, принятых в обществе. Формальное соблюдение этикета не говорит о культуре поведения. Нравственные чувства и представления неразрывно входят в культуру поведения. Душа ребенка многогранна. В ней есть место любви и ненависти, симпатии и антипатии, сочувствию и равнодушию, справедливости и зависти по отношению к окружающим. В нем может проявляться чувство собственного «я» или неуверенность в себе. В настоящее время общественная мораль как бы противопоставляется эгоистическим чувствам, отражающим личные интересы. Нравственным чувствам отводится особая роль в воспитании детей и в культуре поведения тоже. Формы нравственного поведения необходимо закреплять, превращать их в привычку и потребность. Все действия взрослых по отношению к ребенку должны строиться на основе положительных эмоций и это будет побудительным мотивом ответного доброжелательного отношения ребенка к окружающим его людям. Уважение к воспитателю, любовь к родным и близким, добрые отношения со своими маленькими приятелями проявляются у дошкольников ярко, эмоционально, искренне и непосредственно.
Действенным примером при воспитании культуры поведения у детей является пример самого воспитателя. Здесь важно все – как он выглядит внешне, тон его разговора, как поступает и рассуждает, справедлив или нет к окружающим, особенно к детям. Дети – первые наши свидетели и судьи. И станет ли воспитатель примером для подражания, будет зависеть только от него. Но не все задачи воспитания культуры поведения решаются личным примером. Педагог внимательно отслеживает поведение своих воспитанников, определяя глубину личного воздействия и влияния. И если возникают проблемы в освоении положительных навыков поведения, можно своевременно скорректировать этот процесс. Во время наблюдения важно определить, как часто ребенок повторяет неблаговидный проступок – грубо разговаривает, небрежно кушает, отказывается убрать игрушки и т.д., а также заметить, что нового и правильного приобрел он.
Педагогу обязательны контакты с семьей малыша. Он должен знать моральный климат в доме, бытовые условия, особенности воспитания ребенка родителями. Взаимопонимание между воспитателем и семьей необходимое условие для решения конкретных задач по воспитанию культуры поведения и общения дошкольника. Доброжелательность в отношениях между детьми начинает проявляться в самом раннем возрасте. Их надо научить, не мешать друг другу в играх, совместно пользоваться игрушками, уметь сочувствовать. Маленький детский коллектив уже требует соблюдения правил поведения в нем. Как можно раньше ребенка нужно приучить делать не только что хочется, но и то, что необходимо, даже если это и не нравится. Умели различать плохое /дразниться, мусорить, кричать, ломать игрушки/ и хорошее /помочь взрослым, убрать за собой, уступить место девочке/.
Индивидуальная работа с малышом имеет особое значение. Непосредственный контакт воспитателя и ребенка помогает добиться доверительного отношения. Это доверие ребенка может проецироваться и на взаимоотношения его с другими взрослыми людьми. Культурное поведение ребенка слагается из умения ребенка вести себя в коллективе, это важно для будущего маленького человечка. Всегда нужно поддерживать интерес детей к труду взрослых людей, поощрять их желание участвовать в простых трудовых действиях.
Культура поведения и культура общения неразрывно связаны между собой. В культуру общения входят формы обращения, соответствующий словарный запас, вежливое поведение с взрослыми и сверстниками. Культура общения учит чувствовать ситуацию, каким образом себя вести в данный момент – кричать, бегать, смеяться, говорить какие-то слова или следует от этого воздержаться. Если ребенок научился определять состояние людей и поступает в соответствии с ним, значит, в нем просыпается чувство уважения к окружающим. Это первый шаг к приобретению такого немаловажного качества как общительность. Без культуры речи нет общей культуры человека. Важно научить ребенка говорить с достаточным запасом слов, лаконично, спокойно, правильно строить простые фразы. Объяснить ребенку, что к взрослым применимо только обращение на «Вы» и по имени и отчеству.
Общение – важный фактор развития и формирования личности. Без общения с первых дней жизни маленький человечек может превратиться в «Маугли», чему есть плачевные примеры в нашей жизни. Психическое развитие детей идет через общение. В первую очередь дети начинают общаться с взрослыми, интерес к контактам со сверстниками приходит позже.
Первый коллектив, в котором приходится общаться детям это детсадовская группа. И здесь игра незаменимый метод общения. В игре проявляются способности ребенка, волевые и нравственные качества. Дети могут оценить себя, других. В процессе игры складываются первые межличностные отношения. Здесь задействованы движения, жесты, мимика, эмоции, память, речь, внимание. Использовать для детей дошкольников можно различные игры в виде забав, задач, соревнований, сюжетно-ролевых игр.
В процессе общения с детьми важно одобрение воспитателя действий ребенка или же порицание неадекватного ответа ситуации. В неречевом общении надо развивать в детях желание к рисованию, танцам, музыке.
Культура поведения и общения, дополняя друг друга, формируют у ребенка предпосылки высоконравственной личности.