Качества ребенка, как личности закладываются в активной деятельности. Каждому возрасту соответствует свой ведущий вид деятельности, который указывает его интересы на данный момент, отношение к окружающему миру, и проявляет особенность во взаимоотношениях с контактирующими с ним людьми. На первое место в дошкольном возрасте выходит игровая деятельность детей.
В силу своего раннего возраста, ребенок нигде более как в игре не может показать свою самостоятельность, умение общаться с собой подобными, узнать что-то новое, применить свои знания. В практике дошкольных учреждений на современном этапе применяется широкий круг игр: сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, музыкально-дидактические, подвижные. Конечный итог игры, ее успешность зависят от умения правильно построить взаимоотношения между воспитателем и детьми. «Первой скрипкой» в этом деле выступает грамотная организационная деятельность педагога.
Любая игра требует создания предметно-игровой среды. Здесь должны учитываться возраст и индивидуальные особенности малышей. Все вспомогательные материалы для игры подбираются красочные, эстетические. Они лучше привлекают внимание к себе и охотно используются детьми и предполагают тесное взаимодействие с воспитателем. Правильно организованная игровая среда помогает педагогу выполнять программные задачи по развитию детского творчества.
В игровой деятельности детей должна просматриваться последовательность и систематичность, иначе построить диалог с детьми будет сложно и даже проблематично. Игра для педагога – это время для наблюдения за детьми, их действиями, словами, общением со сверстниками. Он должен анализировать игровые замыслы детей, увидеть их переживания. Только в этом случае он сможет правильно скорректировать игру и не нарушит ее ход, а значить органично будет взаимодействовать с детьми.
Воспитатель на игровые занятия должен приходить с заготовками нескольких игр, для того чтобы дать подумать над темой игры и предоставить детям сделать выбор самостоятельно. Умело помочь остановиться на самой интересной. Это развивает их инициативу. Педагог вовремя должен увидеть потерю у детей интереса к игре и своими действиями поддержать его. Можно задействовать новые персонажи, изменить тактику игры, дать возможность детям самим предложить продолжение игры по их сюжету. А порою и воспитателю стать полноправным участником игры, это очень «заводит» дошколят и делает отношения между ними более близкими.
Совместная игра с взрослым может быть игрой-придумыванием. Чтобы такая игра не вылилась в индивидуальное придумывание каждого участника, начинать ее нужно не на пустом месте, а с известного какого-то сюжета. Дополнение игры делать на основании новых сюжетных событий, предложенных детьми и вовремя остановить детские фантазии, чтобы не сделать игру бесконечной. Умелое руководство педагога сделает его желанным участником любых игр, а сам процесс игры принесет полноценные плоды в развитии дошкольника.