Для подготовки ребёнка к первому классу нужно не только купить все школьные принадлежности и одежды, записать его в школу и посетить первый урок. Необходимо также иметь в виду, что требования современных школ к своим ученикам достаточно серьёзные. Стало быть, в первые месяцы обучения детям, которые не подготовлены заранее, будет нелегко.
Однако не следует сильно перегружать дошкольника знаниями. Достаточно будет, если ребёнок знает цифры, буквы, может читать по слогам, умеет считать, представляет себе окружающий мир (например: транспорт, профессии, правила этикета, общество и т.д.). Наличие у дошкольника хорошо развитой памяти является крайне важным фактором, поскольку успеваемость будущего первоклассника в основном будет зависеть от способности запоминать новые знания.
Можно заниматься с ребёнком самостоятельно, или же отдать его на обучение в дошкольное учреждение. Обучение развитию памяти следует организовывать только в игровой форме для того чтобы не создавать чувство давления у дошкольника, а сделать так, чтобы он с удовольствием включался в процесс. Достижение ребёнком пяти-шести лет считается наиболее благоприятным периодом для развития его памяти, потому что скорость развития памяти в этом возрасте опережает скорость проявления иных способностей. Поскольку у маленьких детей в памяти запечатлевается именно материал, имеющий для них самих какое-то значение, то занятия должны быть как можно интереснее и увлекательнее.
Развитию памяти детей способствуют стихи и песни, поэтому чаще всего их и используют. Стихотворения для разучивания следует выбирать наиболее необычные, которые создают яркие и запоминающиеся образы, включают различные буквы, а не только однотипные, как, например, в скороговорках. Существует много детских стихов, в том числе и представленные в Интернете, поэтому не нужно ограничиваться шаблонными вариантами. Стихи не должны содержать больше четырёх-восьми строк. Если в стихотворении встречаются непонятные ребёнку слова, то при первом же прочтении следует объяснить ему их значения. Предложите ребёнку представить то, что написано в стихах. Это позволит повысить эффективность запоминания.
Рекомендуется также использовать и другие виды памяти дошкольника: аудиальную, кратковременную и длительную, визуальную, моторную. Пускай он озвучит своими словами то, что запомнил, представит и опишет, нарисует. Для использования моторной памяти малыша, можно попросить его изобразить озвученное в стихе.
Не забывайте о повторении. Через определённые промежутки времени повторите проделанное, чтобы информация запоминалась быстро и надолго. Сперва прочитайте ребёнку стих один или два раза, учитывая его величину и память малыша, затем через пять минут предложите ему вспомнить прочитанное. Далее нужно ребёнку напомнить стихотворение через двадцать минут, два часа и на следующий день.
Развитию памяти способствуют также картинки, на которых надо найти отличия. Но использовать их следует поочерёдно, а не одновременно. Вначале покажите малышу рисунок, попросите тщательно просмотреть его, затем покажите другое изображение с незначительными изменениями и предложите найти отличия.
Также будет очень полезным изучение окружающего мира. Пускай ребёнок знакомится с теми или иными сведениями и одновременно запоминает их. Например, на улицах можно запоминать расположение и местонахождение магазинов и остановок, номера домов. В зоопарке можно запоминать, как «говорит» то или иное животное, что кушает и как себя ведёт. Всё это способствует развитию памяти малыша и в будущем, когда он пойдёт в школу, будет полезным.