Еще Лев Николаевич Толстой указывал, что количество знаний само по себе не так важно, как их качество. И такая постановка вопроса одинаково тревожит и родителей, и специалистов в области дошкольного образования. Тема качества дошкольного образования является дискуссионной, а проблема - как определить это качество, по сути, не решена до сих пор. Большая часть родителей, да и работников-практиков определяют качество дошкольного образования с точки зрения его полезности и добротности применительно к повседневной жизни. Такой взгляд является субъективным.
Долгое время даже в кругах управлением ДО превалировало следующее мнение: чем выше уровень созданных условий для осуществления дошкольного образования, тем выше его качество. В этом подходе уже чувствовалась попытка обозначить объективное начало для установления качества образования дошкольников. Но не все так просто. И критических замечаний к такому подходу не избежать. Не всегда благоприятные условия ведения процесса образования гарантируют его качество. Нужен результат.
Модернизация во многих сферах нашей жизни коснулась и системы образования. Единая и непрерывная система образования в России включает в себя преемственные уровни: дошкольное, школьное, среднее и высшее. И должен быть определен четкий ответ: что значит качество образования для каждого из уровней?
Законодательство России определило стандарты образования, которые включают в себя три группы требований неразрывных между собой:
- к содержанию основных программ образования;
-к условиям по претворению в жизнь таких программ;
- к конечным результатам по изучению.
Здесь следует подчеркнуть неразрывность этих требований. Из этого следует вывод, что если фактическое состояние образовательного процесса (программы, условия и конечный результат) соответствует законодательному стандарту, то и образование качественное. Но система дошкольного образования имеет не госстандарты, а всего лишь федеральные государственные требования к программам и условиям реализации их. Требования к результатам отсутствуют, значит, одно звено из совокупности требований выпадает и можно говорить только об отдельных сторонах дошкольного образования. Здесь проявляется односторонний подход в определении качества дошкольного образования на уровне оценки созданных условий для его реализации.
Пробелы в законодательстве, его недостаточность в области ДО проявляются в лицензировании и государственном надзоре, где опять же контролируются условия осуществления образовательных программ.
В итоге определение качества дошкольного образования выливается в комплексную проблему. Она требует вносить дополнения и изменения в действующее законодательство в сфере ДО. Необходимо менять объем и содержание процедуры лицензирования и госнадзора. Дополнительно оценке должны быть подвергнуты программы, образовательный процесс и его результат.
В перспективе – определение порядка оценки качества дошкольного образования, где главными направлениями будет являться наибольшая объективность и наименьшая вероятность принесения вреда. Для этого войдут в практику стандартизированные оценочные листы с модифицированным механизмом обработки, где будет определяться соответствие добротности ДО требованиям к содержанию ООПДО и условиям реализации. Результаты освоения основных образовательных программ детьми дошкольного возраста будут отмечаться в разработанных стандартизированных картах развития каждого ребенка.
Помимо мнений специалистов по поводу качества образования есть и оценка общества по этому вопросу. Она отражает общественное отношение в целом к образованию, и дошкольному в частности. И при определении качества дошкольного образования необходимо ее учитывать.