Все чаще и чаще в нашей жизни возникает вопрос о «трудных» детях дошкольного возраста. И существует суждение, что количество таких детей имеет тенденцию к росту. Причин этому много. Не на последнем месте внешние воздействия – бесконтрольный просмотр телепередач далеко не детской тематики, напряженные отношения в семье, погрешности в воспитании со стороны педагогов в детском саду и прочее. Современные дети сильно отличаются от своих сверстников двадцатилетней давности. Легко возбудимые, трудно управляемые, с высоким уровнем интеллекта и в тоже время инфантильные. Плохо справляются с рукоделием, неусидчивы.
Наиболее актуальной темой нашего времени является воспитание гиперактивных детей. Их энергия бьет ключом, они постоянно в движении – бегают, прыгают, неловко задевают вещи, что-то разбивают, ссорятся и дерутся со сверстниками. И конечно такое поведение не нравится взрослым, которым как всегда хочется навести спокойствие и «порядок». Простого и прямого пути в воспитании детей с неуемной жаждой движения нет. Готовых решений не существует. В первую очередь такого ребенка необходимо понять и совместно с ним находить пути ликвидации его проблем. Проблемы воспитания таких детей находятся под неусыпным вниманием психологов и педагогов. Гиперактивность определяется специалистами как комплексное нарушение, затрагивающее гармоничное развитие личности.
Движения таких активных детей резкие и порою напоминают хаос. И чтобы они не зациклились на этих движениях, а могли осваивать и другие важные виды моторики необходимо им дать достаточную игровую зону. Игровое пространство должно быть оборудовано под пересеченную местность. По возможности оснащать ее дать самостоятельно детям без вмешательства взрослых, оставив на них только контроль самого процесса. С другой стороны, надо приучать детей уметь себя вести и в ограниченном пространстве с использованием разнообразных игровых средств. Вот здесь и проявляются не самые лучшие качества гиперактивных детей. Они не способны еще к контролю своих движений, не могут сосредоточиться, проявляют беспокойство и нервозность из-за ограничения свободы их действий. Научные знания о причинах данных нарушений на данное время скромные.
Рекомендуется в активе воспитателей иметь основные виды действий – анализирующее и корректирующее. В практике это неотъемлемые друг от друга части. Очень важно в работе с такими детьми применять созидающие педагогические приемы – доброта, внимание, забота, просьба. Правильно применять методы поощрения и доверия. Но и давать понять, что нарушения могут повлечь за собой наказание и осуждение. Проступок ребенка лучше предупредить, но если это уже случилось справедливо выявить виновного. Незаслуженное наказание может привести к вспышке озлобленности и замкнутости любого ребенка, тем более «трудного». Дети хорошо понимают ласковые упреки, намеки, иронию и в жизни надо шире применять эти приемы скрытого воздействия.
Одним из проявлений гиперактивности может быть воровство в дошкольном возрасте. Ранний возраст не предполагает причин и мотивов подросткового воровства. Здесь совершенно иные предпосылки: сильное желание иметь понравившийся предмет, например, игрушку; превратить украденную вещь в подарок кому-либо; желание привлечь к себе внимание или отомстить. У маленьких детей все идет от непонимания, что брать чужое нельзя. А в старшем дошкольном возрасте на первый план может выступить стремление ребенка занять определенное место среди ему подобных и вот таким способом.
Начальным этапом воспитательной работы в этом направлении будет серьезная беседа с ребенком. На нее нужно настроиться и подавить в себе негативные эмоции. Вы должны категорично наложить запрет на воровство и показать ребенку, что Вы очень недовольны его действиями. Обязательно пояснить, почему нельзя этого делать и что за этим может последовать. Задать малышу вопрос, как он себя будет чувствовать, если у него украдут игрушку. Маленький человечек должен понять, что воровство осуждается не только родителями, но и другими окружающими его людьми.