ТРИЗ - это не строго научная теория в решении изобретательских задач. Она исследует механизмы усовершенствования технических систем. И на этой основе создает полезные методы разрешения изобретательских задач. ТРИЗ является сводом изобретательского опыта и исследования законов прогресса науки и техники. В результате своей эволюции ТРИЗ включает в себя не только техническую область, но широко используется в бизнесе, литературе, политике, искусстве, педагогике. Расшифровка данной аббревиатуры может несколько насторожить, но сложности ее не надо пугаться, главное, что ТРИЗ может помочь решать задачи школьной программы, а также повседневные жизненные вопросы.
Уже много слов сказано об уникальности детского возраста. Формирование ребенка как личности начинается с самого рождения. Важно не пропустить это время, когда можно раскрыть все творческие силы и способности малыша. Приспособленная к детсадовскому возрасту ТРИЗ-технология дает возможность воспитание и обучение ребенка превратить в творческий процесс именно для него. Совершенствование качеств мышления - гибкости, подвижности, системности является замыслом использования такой технологии в ДОУ с одной стороны, с другой стороны – поисковой. В содержании программы по ТРИЗ отмечены формы и методы обучения, активность, поиск нового, речь и творческое воображение.
Творческий процесс на занятиях по ТРИЗ-технологии сказывается во всем. Если дошкольники заняты придумыванием сказок, то это не ограничивается одной сказкой, а их будем выдумано не меньше, чем детей в группе. Знакомятся с физическими и природными явлениями, высказывают свои первые сопоставления. Все это проходит в форме игры, но они воспринимают ее так естественно, не соотнося с процессом обучения. Каждая минута для них приносит открытие. Тризовская технология разрешает детям говорить все. И в такой ситуации дети свободно мыслят, высказывают открыто свое мнение, выдумкам нет предела, и есть место изобретательству.
Главные мысли ТРИЗ предполагают переложение книжных законов в диалектически реальные формы и помогают научиться находить выход из сложных ситуаций. Сложные ситуации или противоречия характерны как технической системе, так и бытовым условиям. Тризовские занятия включают в себя так построенные, например лжезагадки, что шаблонного ответа здесь не может быть. Они заставляют ребенка логически мыслить, сопоставлять.
Так с какого же возраста приучать детей творить? Специалисты говорят, что приучать то не надо. Надо создавать условия и давать материал для творческой деятельности и умело направлять в нужном направлении. Конечно, только что родившемуся ребенку не дашь краски или пластилин. Но есть другие подходы в таком раннем возрасте. Яркие картинки, разноцветные игрушки привлекают малышей, когда они уже умеют концентрировать свое внимание на предметах. Любят слушать музыку. Детскую комнату необходимо обустроить так, чтобы она стала первым этапом для постижения творчества. Все должно привлекать взгляд – обои разной окраски с различным рисунком, коврики с орнаментом и цветами, погремушки различных видов. Такая атмосфера создает предпосылки для формирования творческой личности.
В возрасте полугода, когда ребенок сидит уже сам в ход пойдут его пальчики, соленое тесто и краски. Красители использовать лучше натуральные и для теста и для красок. Это могут быть вишня, черника, свекла, морковь. Рисовать пальчиками по рыхлой бумаге или ткани одно удовольствие. Начинать лепить лучше вместе и с самого простого – шарики, колбаски, лепешечки. Творить ежедневно не рекомендуется более 15 минут. Ни в коем случае нельзя заставлять творить. Если Вы не увидели в своем ребенке интереса к творчеству, значит не пришло еще его время. Не стоит отчаиваться. Лучше поищите интересные для него дела – читайте сказки, пойте ему песни, делайте ему массаж и зарядку. Со временем ребенок обязательно проявит себя и будет адекватно реагировать на творческий процесс.