Малыша с левой рабочей рукой не надо переучивать. Попытки смены роли левой руки являются неосторожным вмешательством в тонкие системы деятельности человеческого мозга. Исход такого вмешательства неконтролируем.
И все-таки, если переучивание имело место, к последствиям его можно отнести такие проявления у ребенка как нарушение сна и аппетита, появление головных болей и болей в животе. Ребенка могут преследовать страх и энурез. В его поведении можно увидеть повышенную возбудимость, раздражительность, заикание и тики. Беспокойство и неусидчивость также могут быть симптомами переучивания ребенка.
Главным при отказе смены ведущей руки будет вовлечение в совместные действия для работы обоих рук. Все занятия, которые будут развивать пальчики и кисти рук приветствуются: плавание, лепка, вышивание, вязание. Подвижные игры и упражнения с мячом прекрасно подходят для развития координации обоих рук. Ежедневно заниматься такой деятельностью можно до двадцати минут.
Стол для занятий такого ребенка должен иметь освещенность с правой стороны. В классе доска тоже должна находиться права. Леворукие дети игнорируют левостороннее пространство, а такое расположение в классе убережет его от ошибки зрительного восприятия. Посадка за столом при письме обычная, с выдвижением чуть-чуть вперед левого плеча.
Воспитывая и обучая левшу, родители и педагоги должны учитывать эмоциональное состояние ребенка. Строить отношения с ним, не заостряя внимание на его особенность, но создавая удобные условия для его роста и развития как личности. Чаще всего такие детки чувствительны, ранимы, хорошо понимают социальные нормы. Но тонко чувствуют свое отличие и поэтому испытывают затруднения. Важно их поддерживать и сочувствовать, развивать в них чувство уверенности и оптимизма, повышать самооценку. Не допускать их переутомления, четко соблюдать режим дня, чтобы не допустить нервных срывов.
Чтобы вести коррекционную работу с леворукими детьми, необходимо выявить индивидуальные особенности восприятия учебного материала. Часто неправорукие дети путаются в определении правой и левой руки. Здесь можно применить простой метод маркировки левой руки. Надеть браслет, часы или же, как то другим способом пометить левую руку. Сравнивая левшей дошкольников с правшами, установлено, что у них по сравнению со сверстниками отстает развитие пространственно-временных отношений. Исследование вербальных рядов выявило, что эти отношения не сформированы у обеих групп, но отставание у левшей от контрольной группы было.
Работа по формированию лево-правостороннего направления должна вестись систематически и в разнообразных направлениях деятельности. Главное для педагога постоянно следить за направлением ряда – слева направо. При выкладывании узоров из мозаики контролировать, чтобы ребенок начинал это делать с левого верхнего угла по направлению к соответствующему правому углу. Писать и читать также следует по этому правилу – слева направо. Для детей со зрительным восприятием хорошо применять зрительные диктанты, используя различные геометрические фигуры, трафареты, рисунки и т.п. При этом необходимо следить за лево-правосторонним направлением ряда. Тренировка дает свой эффект – протяженность ряда увеличивается.
В занятиях можно предложить иллюстрирование сказок и рассказов. А затем попросить ребенка пересказать их и расставить в ряд картинки согласно действиям сказочных героев.
Леворукие детки грешат «зеркальным» отображением букв и рисунков. Поэтому при обучении письму необходимо у ребенка закрепить место начала записи, выдерживание строк. Под контролем должен находиться и фонетический анализ слов. Ведь это тоже ряд звуков и непонимание этого ряда приведет к стойким дисграфическим ошибкам.
Неправорукие дети испытывают сложности при списывании текстов. Им сложно распределить правильно свое внимание на нахождение нужного места текста и выстраивания ряда этих элементов в тетради. Все это требует быстрой, точной и четкой ориентировки в пространстве. На такие действия у левши уходит больше времени и вероятность ошибок возрастает.
Чтение у детей с ведущей левой рукой может вызывать определенные трудности – теряют строки, непоследовательно, с середины текста. Необходимо обратить внимание ребенка на место начала текста и с помощью тренировки закрепить. Если это не помогает, закрывать текст, оставляя только читаемый слог. Такое чтение продолжается до выработки автоматизма нужного направления и умения следить за строкой.
Чтобы процесс обучения и воспитания леворуких детей был эффективным занятия должны быть приведены в систему и занимать по времени 20 минут. Обязателен отдых и восстановление сил. А затем учебную программу можно продолжить.