Что такое связная речь? Это речь, объединяет в единое целое окружающие предметы и явления и которая понятна по смыслу для участников общения. Ведущую роль в развитии речи ребенка занимает его способность использовать слова как орудие общения. В раннем возрасте «собеседниками» малыша являются самые близкие ему люди, затем этот круг расширяется за счет сверстников и других уже менее знакомых людей. Так постепенно возникает диалогическая речь. Умение описывать, пересказывать, объяснять формируются у детей к 4-5 годам. Пятилетний малыш уже может составить коротенький рассказ. И словарный запас использует из 60-ти и более слов. В данном случае может присутствовать определенная полнота темы и попытки определить сюжетные части. Возможно и описание этих частей в 2-3 предложениях.
Самостоятельность высказываний в старшем дошкольном возрасте практически не меняется. Объем рассказов в некоторых случаях может колебаться, если смысл вызвал интерес у ребенка. Недостатков детской речи можно и не заметить, если обучение рассказыванию проводится под руководством взрослого, на его примерах. Но когда ребенок независимо от других ведет рассказ, связь между частями повествования может теряться.
Дошкольники средней и старшей группы избирательно используют части речи. Так, например, описывая природные явления и обособленные предметы, они используют больше прилагательных и наречий. А когда идет речь о проявлениях общественной жизни, знакомой и понятной ребенку, здесь больше идут в ход глаголы. Чтобы речь так не выглядела - или глаголы или прилагательные – необходима корректировка при помощи правильных заданий и вопросов со стороны взрослого.
Дифференциация у детей проявляется и при пользовании грамматическими средствами. Сложные предложения дети используют в моментах, когда что-то надо объяснить своим товарищам по игре или привести доказательства. Подтолкнуть ребенка на использование сложных предложений в речи удобно в общих играх с взрослыми. Составление рассказа по сюжетной картине также результативно для развития связной речи. Активное применение сложных предложений в данном возрасте очень необходимо, так как дальнейшее обучение грамоте может разрушить неокрепшую связную речь. Первые уроки в школе идут с применением простого языкового материала.
Важно не просто применять сложные предложения, но и правильно их строить. Признаки связной речи – это сцепление, верная расстановка в предложениях слов, акцентов, которые принадлежат разным героям. Учась говорить сложные предложения, дети часто употребляют прием повторов (шел-шел, холодно-прихолодно). Здесь используют и союзы, не выделяют главных героев, а просто перечисляют. Могут составить предложение очень громоздкое, применяя разные союзы, объединяя живые и неодушевленные предметы.
Из этого следует, что к пятилетнему возрасту не в полной мере дети овладевают построением сложно сочиненных и сложноподчиненных предложений. Для них характерны предложения из шести слов. К семи годам ребенок не вполне владеет и умением делить свою речь на фразы, не может это делать интонационно. В его рассказах между словами существует формальная связь.
В процессе обучения в школе приобретенные навыки улучшаются с помощью письменной речи. Связная речь ребенка во многом зависит от культуры и степени образования близких родственников, от их воспитания и национальной принадлежности.