Это не праздные вопросы и каждый родитель, которому небезразлично будущее его ребенка стараются решать их своевременно.
Определить готовность ребенка к школе можно по трем направлениям: интеллектуальное, эмоциональное и социальное. К интеллектуальному направлению относится степень развития мышления, памяти, речи, внимания, восприятия действительности и мелкой моторики. В этом направлении ребенок должен уметь:
- определить фигуру из массы, назвать и показать близкие но, но не одинаковые фигуры;
- сосредоточивать внимание на порученном задании в течение 10-15 минут;
- быстро и твердо обращаться с ножницами, выполнять карандашные линии четко и прямо, без зигзагов, по образцу уверенно нарисовать узор или рисунок, поделить его на части; Ориентироваться в пространстве, четко указывая «право - лево, верх-низ, под - над»;
- запоминать разъяснение к заданию с одного раза и помнить его в течение всего времени выполнения;
- делать из деталей конструктора, пластилина, теста, мозаики, в своих рисунках узнаваемые образы;
- определять основные приметы предметов, очередность событий, сравнительную характеристику предметов, высказывать мнение и свои выводы, строить законченные предложения. Соединять предметы в группы по принадлежности – обувь, одежда, растения, цветы, мебель и т.д., и вычленять из группы лишние, не характерные;
- делить слово, число, предмет на составные части и составлять из отдельных частей общее целое (картину, число, схему);
-уметь считать в пределах десяти и увеличивать или уменьшать количество предметов на заданное число;
- уметь оперировать понятиями – больше и меньше, а также равно.
Шестилетние дети должны твердо знать свое имя и отчество, а также своих родителей, фамилию, адрес проживания, дату рождения, чем занимаются родители. У них должно быть представление, что природа делиться на живую и неживую, о многообразии животных и растений, чем они отличаются друг от друга. У них должны быть знания о других странах и городах, первичные сведения о разнообразии профессий.
Начальные знания иностранных языков и спортивные занятия приветствуются.
Существуют разные мнения по поводу умения ребенка к первому классу читать и писать. Одни утверждают: что обязательно, другие – наоборот. Приверженцы второй точки зрения объясняют это трудностью такой мыслительной деятельности для большинства детей и что упорные занятия могут привести к отрицательной реакции детей на чтение. В школе идет это одновременно с письмом по особым методикам, дающим возможность детям ознакомиться с речью, звуками и буквами. Очень хороший замысел, но в жизни ребенок не умеющий читать к первому классу выглядит «белой вороной» и практически с первых дней начинается его отставание от сверстников. Уметь читать это значит – понимать прочитанный текст, давать ответы на вопросы по тексту, анализировать события прочитанного. Хороший результат дает совместное чтение с взрослыми сказок с положительными героями, воспитывая у младших школьников доброту, чуткость и отзывчивость.
Важно уделить внимание при подготовке к школе на умение ребенка подчинять свое поведение необходимым школьным правилам – выполнять малоинтересные задания, долгое время сосредотачивать свое внимание на одном предмете. Если такие действия вызывают у ребенка негативные эмоции необходимо перемежать занятия более занимательными, применять форму игры, диалога.
Социальное поведение шестилеток должно быть к школе на уровне общепринятых правил. Общение с другими детьми строится легко и непринужденно, умение играть в группе и подчиняться общим условиям игры, разрешать возникшие конфликты без применения силы. Старший дошкольник способен уже разграничивать отношения с взрослыми – дома и в школе, и понимать, что отношения с родными людьми не могут полностью проецироваться на учителей. В его багаже есть умение обращаться на «Вы» и соответствующая форма речи, понимание его места ученика и необходимость выполнять указания старших.
В семье обязательны посильные обязанности для ребенка, это развивает в его сознании чувство ответственности. Умение за собой ухаживать воспитывать нужно с раннего детства – умыться, почистить зубы, расчесать волосы, одеться, обуться, убрать вещи по своим местам. Этот набор действий вырабатывает самостоятельность у детей. Первоклассник должен уметь себя вести в общественных местах.
Вся дошкольная жизнь ребенка предполагает появление у него желания учиться в школе. И это не просто, что в ней учатся все – братья, сестры, соседи, а тяга к новым познаниям мира, приобрести навыки и умения, развить и реализовать интеллектуальные способности. Учеба в школе - начало серьезной деятельности, где результаты будут оценены взрослыми и другими детьми. Проявление таких мотивов у детей говорят об их готовности и желании обучения в школьных учреждениях.
Физическое здоровье шестилетнего ребенка не должно вызывать сомнений у родителей по поводу отправления его в школу. Если ребенок болезненный или имеет хронические заболевания, важен совет врача – отдавать в учение или повременить? Процесс привыкания к школе напрягает все системы организма и случаи заболеваний не редки.